Экспериментальная деятельность колледжа
Тема экспериментальной деятельности колледжа
КСУ №3 на 2011-2012 гг.:
"Разработка вариативной части основной образовательной программы по блоку профессий и специальностей индустрии питания с уточнением развития отрасли в г. Москве"
Цель: Создание и внедрение в практику работы КСУ №3
основной профессиональной образовательной программы по профессии «Повар,
кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания» в
соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов
(ФГОС НПО и СПО)
Стратегические
приоритеты развития колледжа включают наиболее важные, глобальные показатели,
определяемые исходным состоянием, необходимостью и возможностью перехода на
более высокий качественный уровень развития: ·
достижение и поддержание высокой репутации
студента-выпускника среднего и начального профессионального образования;
повышение его конкурентоспособности и востребованности в городе и области; ·
модернизация системы среднего и начального профессионального образования в направлении
повышения уровня интеграции учебного процесса с инновационной деятельностью для
подготовки квалифицированных специалистов; ·
развитие и совершенствование социального партнерства:
взаимодействие с предприятиями, организациями, службой занятости,
учреждениями профессионального образования разных уровней города и области; ·
создание условий для всестороннего развития и
удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании. В настоящее
время инженерно-педагогический коллектив Колледжа сферы услуг №3 видит свою
миссию в совершенствовании и развитии системы непрерывного профессионального
образования разных уровней, ориентируясь на потребности предприятий индустрии
питания в области подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Масштаб
влияния внедрения инновационного проекта на развитие колледжа определяется
внедрением в учебный процесс практико-ориентированного подхода на основе
модульных программ, базирующихся на компетенциях. Данный подход распространяется
на все образовательные программы и основные и дополнительные. В 2010 году завершила работу
городская экспериментальная площадка второго уровня на базе колледжа по теме «Разработка
и внедрение модели интегрированных учебных планов НПО и СПО для сложных
наукоемких производств». За три года экспериментальной и инновационной
деятельности колледжа достигнуты следующие результаты: - создана модель многоуровневого
непрерывного профессионального
образования в рамках модульно - компетентностного подхода, разработанная на основе профессиональных
стандартов, -разработаны интегрированные учебные
планы и программы профессионального образования работников индустрии питания,
имеющие дисциплинарно- модульную структуру, основанные на компетенциях; -обоснована структура учебного процесса
(обучение имеет дисциплинарно-модульную структуру, обеспечивающее выпуск
обучающихся на разных стадиях подготовки, по мере освоения профессиональных
компетенций и присвоения соответствующих квалификаций) и позволяет производить
дополнительный набор контингента на определенный уровень обучения при наличие у
них соответствующих сертификатов об уровне квалификации); - разработана модель
профессионального модуля, осуществлена интеграция профессии и специальности
индустрии питания в соответствии с профессиональными стандартами; - созданы модульные программа
профессионального обучения и подготовки работников индустрии питания для первого
(профессиональная подготовка), второго (начальное профессиональное образование)
и третьего (среднее профессиональное
образование - базовый уровень) квалификационных
уровней в соответствии с требованиями профессиональных стандартов индустрии
питания; - разработан примерный пакет
учебно-методической документации (спецификация модуля, руководство
по модулю, алгоритм реализации, план
текущей оценки, контрольная ведомость, дневник обучающегося),
необходимый для реализации модульных программ; - определены организационно-педагогические условия реализации
модели интегрированного содержания профессионального образования на основе требований
профессиональных стандартов (соответствие педагогических кадров; методическое
обеспечение учебного процесса, материально-техническая база). Результатами
опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности колледжа стали
разработанные подходы и процедуры трансформации требований профессиональных
стандартов (работодателей) в результаты
обучения и отражение их в структуре и содержании модульных профессиональных
программ для подготовки работников индустрии питания. Модульная
структура профессионального образования позволяет обеспечить повышение качества
подготовки специалистов благодаря системному и структурированному участию
работодателей в определении требований к выпускникам начального и среднего
профессионального образования, проектированию содержания программ с учетом этих
требований, формированию развивающей и
практикоориентированной среды обучения. При этом качество понимается как
соответствие требованиям и ожиданиям потребителей, т.е. работодателей, и сами выпускники получают больше шансов на
трудоустройство и дальнейший профессиональный рост. В связи с предстоящим переходом к
федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) НПО и СПО
третьего поколения, предложенные принципы и процедуры проектирования структуры
и содержания модульных профессиональных программ применяются коллективом колледжа для разработки основных
профессиональных программ (ОПОП) ФГОС НПО и СПО третьего поколения. С 1 сентября 2010 года Колледж сферы услуг №3
входит в состав городских экспериментальных площадок первого уровня по теме
«Разработка вариативной части основной образовательной программы по блоку
профессий и специальностей индустрии питания с уточнением развития отрасти в г.
Москве. В результате коллективом колледжа
проведена определенная работа: 1.
Проведено анкетирование работодателей
для определения специфики основной профессиональной образовательной программы
по профессии 260807.01 «Повар, кондитер» и специальности 260807 «Технология
продукции общественного питания»; 2.
Выполнен сравнительный анализ требований
профессиональных стандартов индустрии питания и ФОС НПО и СПО по профессии
260807.01 «Повар, кондитер» и специальности 260807 «Технология продукции
общественного питания»; 3.
Разработана Основная профессиональная
образовательная программа по профессии 260807.01 «Повар, кондитер» в
соответствии с требованиями ФГОС НПО: -учебный план; - календарный график
учебного процесса; - 6 программ учебных дисциплин; -10 программ профессиональных модулей,
включая 2 программы вариативных модулей; 4.
Получены рецензии на Основную
профессиональную образовательную программу по профессии 260807.01 «Повар,
кондитер» от работодателей и социальных партнеров; 5.
Разработан учебно-методический комплекс
по реализации профессионального модуля вариативной части профессионального
цикла ПМ.09 Приготовление основных
холодных и горячих десертов: -рабочая программа; -учебное пособие; -рекомендации по выполнению лабораторных
и практических работ; -рекомендации по выполнению
самостоятельной работы; -рекомендации по выполнению заданий по
учебной практике; -дневник практиканта; 6. Разработана
Основная профессиональная образовательная программа по специальности 260807
«Технология продукции общественного питания»: -учебный план; -5 программ общего гуманитарного
социально-экономического цикла (ОГСЭ); - 3 программы математического и общего
естественнонаучного цикла (ЕН); -12 программ общепрофессионального
цикла; -10 программ профессиональных модулей; 7.Получены рецензии на
Основную профессиональную образовательную программу по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»
от работодателей и социальных партнеров. Колледж
сферы услуг №3 является разработчиком примерных основных профессиональных
образовательных программ начального профессионального образования (ФГОС НПО) по
профессии 260807.01 «Повар, кондитер» и среднего профессионального образования
(ФГОС СПО) по специальности 260807 «Технология продукции общественного
питания»; Научно-исследовательская
деятельность студентов Научно-исследовательская
работа студентов рассматривается в колледже как один из эффективных путей
повышения качества подготовки молодых специалистов, способствующих развитию у
студентов исследовательских навыков, формированию активной созидательной
жизненной позиции. Основными целями данного направления являются: Студенты колледжа являются участниками и
призерами конкурсов, конференций, форумов разного уровня. 1. Городской
конкурс «Лучший предпринимательский проект учащихся и студенческой
молодежи города Москвы» -Электронный
кейс преподавателя – 2 место; -Мультимедийный
учебно-методический комплекс по английского языку- 3 место; 2.Городской
конкурс проектов по историческому краеведению «Памятные места 1812года»-4
место; 3.Городской
конкурс творческих работ «Химия, профессия и я» 4.Городской
конкурс исследовательских проектов «Математика в моей профессии» 5.
VII
Всероссийский конкурс научно-исследовательских
работ обучающихся общеобразовательных учреждений им. Д.М. Менделеева в
номинации «Творческие разработки». Издательская деятельность Педагогические
сотрудники колледжа являются авторами учебников, учебных пособий,
учебно-методических материалов: Учебные пособия: 1.Рабочая тетрадь по предмету
«Оборудование предприятий общественного питания», Сопачева Т.А., Володина М.В.,
Издательский центр Академия, 2010г.; 2.Рабочая тетрадь по предмету
«Товароведение пищевых продуктов»,
Качурина Т.А., Лашкина Т.А. Издательский центр Академия, 2010г.; 3. Рабочая тетрадь по предмету
«Технология приготовления мучных кондитерских изделий» в 2-х частях, Дубровская
Н.И. Издательский центр Академия, 2010г Учебно-методические
пособия: -Опорные конспекты по информатике,
Глебова Е.Г., 2010г; -Методические рекомендации по
выполнению курсовых работ по дисциплине «Технология продукции общественного
питания», Самородова И.П., Глебова Е.Г., 2010 г.; -Сборник контрольных материалов по
предмету «Оборудование предприятий общественного питания», Сопачева Т.А.,
Володина М.В., Мельникова А.В.2010г.; -Методические рекомендации по
выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономика отрасли», Мироничева
Т.В,,Глебова Е.Г.,2010г; -Сборник практических работ по
математике, Мальгина С.Ю. 2010г.; -Сборник самостоятельных работ по
математике, Мальгина С.Ю, 2010г.; -Методические рекомендации по
выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине «Технология
приготовления мучных кондитерских изделий», Шафинская Е.Г., Глебова Е.Г.,2010г.; -Методические рекомендации по
выполнению письменной экзаменационной работы по профессии «Повар, кондитер»,
Дубровская Н.Н,, Глебова Е.Г, Сопачева Т.А., Володина М.В, 2010г. В результате
выполненной работы по итогам 2010 года педагоги колледжа стали Победителями: 1. Городского конкурса учебно-методических пособий в
номинации «Лучшие учебно-методические разработки» («Рекомендации и задания для
производственной практики (стажировки)», «Дневник практиканта») 2.Городского конкурса
электронных образовательных ресурсов - «Учебно-методический комплекс по
информатике». Участники
экспериментальной деятельности колледжа являются авторами статей и
публикаций: -«Оперативное
управление экспериментальной деятельностью колледжа», городская интернет - конференции «Повышение качества профессионального
образования города Москвы: опыт, проблемы и перспективы», 2010г. -«Учебно-методический
комплекс по реализации профессионального модуля», журнал «Среднее
профессиональное образование» №12, декабрь, 2010г. -«Учебный организатор
как один из способов рефлексивного управления обучением», журнал «Мастер-класс»
№1,приложение к журналу «Методист», 2011г. Управление экспериментальной деятельностью колледжа Появление и внедрение в практику
работы образовательных учреждений международных стандартов качества ISO 9000 продиктовано наличием основного
противоречия между современными требованиями к качеству образования и ограниченностью применяемых
прогрессивных методик и технологий в процессе управления. Система менеджмента качества
позволяет объединить основные и вспомогательные процессы, функции и уровни
управления в единую интеграционную систему, все элементы которой способствуют
достижению заданного качества образования, где предусматривается процесс
постоянного взаимодействия образовательной системы с системой труда,
корпоративными партнерами и другими группами социального окружения. Внедрение
системы менеджмента качества в образовательные учреждения приводит к созданию
единой системы оперативного анализа и оценки основных показателей качества. Одним из ведущих средств,
обеспечивающих реализацию изложенного
подхода, является мониторинг результатов образования - постоянного
отслеживания хода и результатов
образовательного процесса, необходимого для постоянной корректировки целей,
мероприятий по их реализации. Деятельность любого учреждения характеризуется
большим числом взаимосвязанных показателей результативности образовательного
процесса. В рамках оперативного управления
экспериментальной площадкой по теме «Разработка вариативной части основной
образовательной программы по блоку профессий и специальностей индустрии питания
с уточнением развития отрасли в г. Москве » разработан и внедрен
мониторинг экспериментальной
деятельности колледжа. Индикаторами уровня развития данной деятельности выделены следующие показатели: -количество педагогов, участников экспериментальной
деятельности; -качественный показатель результативности экспериментальной
деятельности (самооценка и оценка руководителя экспериментальной деятельности); -рейтинговый показатель результативности каждого участника
(оценочный лист активности участников экспериментальной деятельности) Качественный показатель
результативности экспериментальной деятельности (самооценка и оценка
руководителя экспериментальной деятельности) определяется по следующим шкалам: -оценка психологической готовности к экспериментальной
работе; -оценка технологической готовности к экспериментальной
работе; -оценка умений участника экспериментальной работы планировать
и организовывать свою деятельность; -оценка результативности
экспериментальной работы участника; -оценка работы
участника над повышением уровня профессиональной компетентности в области
экспериментальной деятельности Два показателя (самооценка и оценка руководителем экспериментальной
работы) предоставляют возможность объективного определения уровня осознания
педагогами результативности собственной деятельности в рамках экспериментальной
работы колледжа, уровня развития рефлексивных механизмов через наблюдение,
противопоставления, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и
приемов восприятия и поведения. По результатам оценочного листа
определяется рейтинговый показатель
результативности каждого участника экспериментальной деятельности.
Сравнительный анализ рейтинговых оценок позволяет повысить объективность
оценочных процессов, их независимость. Достоинством такого подхода является то,
что результативность экспериментальной деятельности оценивается не субъективно,
а с помощью четких критериев и норм. В общем виде в оценочный лист определены
следующие показатели: -Участие в курсовой подготовке по
повышению квалификации по теме экспериментальной работы; -Наличие разработанных программ учебных дисциплин и модулей (ФГОС НПО и СПО),
учебных пособий, методических рекомендаций и прочее; -Наличие опубликованных статей по
теме экспериментальной работы -Участие в семинарах, конференциях,
круглых столах по теме экспериментальной
работы; -Проведение открытых занятий и
мастер-класс по внедрению активных форм обучения (проектирование,
моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и
прочее). По каждому показателю обозначено
определенное количество баллов. По результатам
оценочных листов, на итоговое количество баллов оказывает влияние
факт участия в мероприятиях разного уровня (муниципального, регионального,
федерального), количество и качество разработанных материалов, получивших
положительный отзыв при внешней и внутренней экспертизе. Следует отметить, что
показатели в ходе дальнейшей экспериментальной работы корректируются,
изменяются, дополняются. Например, при внедрении федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС) важным показателем будет практическая значимость и
востребованность разработанных материалов участниками образовательного
процесса. Основными формами организации
экспериментальной деятельности в колледже являются инструктивно-методические
совещания, обучающие семинары, круглые столы, индивидуальные консультации,
социально-психологические тренинги,
научно-практические конференции, мастер-классы и другие. Как показывает
практика, социально-психологический тренинг, направленный на развитие профессионального самосознания педагогов через
активизацию и изменение рефлексивных процессов - одна из эффективных форм
организации экспериментальной деятельности. Данные мероприятия не приносят
мгновенных результатов, но системно и планомерно организованная работа
совместно с психологической службой, способствует личностному и
профессиональному росту педагогов, углублению процессов самораскрытия и
саморазвития, преодолению психологических барьеров, препятствующих полноценному
самовыражению. Создание системы оперативного анализа
и оценки основных показателей результативности позволяет принимать правильные
управленческие решения и организовывать экспериментальную работу в нужном
направлении. Составленный на основе такого анализа план индивидуальной работы
по развитию экспериментальной деятельности способствует не только повышению
профессионального уровня, но и развитию навыков самоконтроля и самодиагностики,
анализу и осмыслению своих профессиональных перспектив. Данные методы создают возможность
диагностировать готовность педагогического коллектива к развитию, выявлять
имеющие проблемы, своевременно реагировать на возникающие трудности, по мере
необходимости внедрять корректирующие и предупреждающие мероприятия,
контролировать и оценивать деятельность каждого участника и всей
экспериментальной работы колледжа. Таким образом,
предоставляется возможность оперативного управления экспериментальной
деятельностью в целях повышения результативности всего образовательного
процесса. В
2010 году Колледж стал победителем
конкурса инновационных
образовательных программ по подготовке рабочих кадров и специалистов среди
учреждений среднего профессионального образования г. Москвы по теме «Инновационная модель
многоуровневого непрерывного профессионального образования в колледже сферы
услуг на основе требований профессиональных стандартов». Данный проект является
основой и содержательным ядром Программы развития колледжа до 2012 года. Системность
предлагаемого инновационного проекта выражается в связи научных подходов в области формирования нового содержания
профессионального обучения, основанного на модульно - компетентностном
подходе с учебно-производственным процессом.